Мухтар Тайжан – одна из самых неоднозначных фигур в казахстанской политике. Узнаваемый популист, позиционирующий себя борцом за земельные реформы и немного оппозиционером. Его не раз уличали в резкой и необъяснимой смене взглядов по ключевым и злободневным для общественности вопросам. Плюс ко всему Тайжан несколько раз оказывался в центре скандалов из-за различных судебных процессов. Он судился и с коллегой – предпринимателем Маргуланом Сейсембаем, и с фермерами, интересы которых Тайжан вроде как защищает, и с президентом ассоциации яичных производителей Казахстана Максимом Божко.
О неопределённости во взглядах политика, которые он меняет «на ходу», указывают многие факты из жизни, достаточно лишь вспомнить о них.
«Земельные» взгляды Тайжана
Одни из первых и громких обвинений в адрес Тайжана посыпались обсуждения изменений в Земельный Кодекс Казахстана. Эти поправки вызвали недовольство общественности, в результате чего ряд активных граждан создали движение «Алаш Жолы». Участники объединения требовали отменить нововведения, в частности, нормы о продаже земель сельхоз назначения частным лицам и передачи их в аренду иностранцам. К перспективной теме примкнул и Мухтар Тайжан.
В апреле 2016 года он опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором сообщил о планах провести митинг с лозунгами «Землю не продадим. Язык сохраним». «Земля не может быть продана или передана в аренду другим лицам!», – писал в соцсетях тогда Тайжан. А уже в июне того же он будет говорить иначе.
Все дело в том, что, наблюдая возникший в обществе резонанс, власть принимает решение создать Комиссию по земельным реформам для обсуждения законопроекта и его корректировки, в состав которой включены представители общественности. Мухтар Тайжан же, став частью правительственной комиссии, стал делать прямо противоположные своим предыдущим заявления, а её работу оценил исключительно положительно.
Как пишет 365info.kz, ранее сам подававший заявки на проведение митингов, Тайжан, будучи в составе комиссии, заявлял другим активистам, что нет никакой необходимости проводить протестные акции.
Спустя недолгое время, когда работа Комиссии близилась к концу, а в сети стало появляться много критики участия в её работе Тайжана, он вновь выступил с громкими требованиями полностью отлучить иностранцев от казахстанских земель.
Бизнесмен против латифундистов
Протестность Тайжана резко возросла после того, как Комиссия завершила свою работу, а сам он потерял тем самым республиканскую площадку. У Тайжана возникла новая «главная тема» – обвинения казахстанских «земельных латифундистов» в неэффективном использовании предоставленных им сельскохозяйственных земель.
В мае нынешнего года на новостном портале КазахЗерно.kz появилась публикация, посвященная Тайжану. В ней автор отмечает, что политик выкрасил в чёрный цвет всех крупных землевладельцев страны без разбора, призывая ограничить их в праве владеть землей больше определённого лимита. Подчеркивается, что общественник по сути, призывал разгромить и уничтожить «латифундистов» – тот самый крупный аграрный бизнес, который и кормит Казахстан, а также создает экспортный потенциал АПК.
«После того, как земельные баталии утихли, Мухтар Тайжан переключился на тему субсидий. И снова ему костью в горле встали аграрии», – отмечается в статье. При этом факт того, что для фермеров субсидии – просто шанс остаться на ногах и продолжить развиваться, Тайжаном не брался в расчёт.
«Не снискав успех и на поприще «запретителя» субсидий (систему оставили без изменений еще на год), Мухтар Тайжан снова вернулся к земле. Правда, теперь он избрал конкретную цель: птицеводческий холдинг «Шанырак», который возглавляет Максим Божко. В эту группу компаний входят несколько птицефабрик яичного и мясного направлений, а также посевные площади, на которых выращиваются корма для птицы», – сообщает автор.
Речь идет о заявлениях Мухтара Тайжана касательно якобы противозаконных действий Максима Божко и компании «Шанырак-Агро» в отношении сельхозземель в селе Оразак. Сам Максим Божко назвал эту информацию недостоверной и подал на Тайжана в суд.
Божко считает, что, распространив ложную информацию о незаконно присвоенных землях, Тайжан пытался набрать себе политические очки. «У нас сразу начались различные проверки, по итогам которых появился «натянутый за уши» судебный иск, в котором Департамент земельных отношений Акмолинской области хотел признать конкурс пятилетней давности не законным и расторгнуть договор аренды земли с нашей компанией «Шанырак Агро».
Вчера мы выиграли этот суд. Две недели назад выиграли другой суд по этой же теме, и в прошлом году тоже выиграли. Как говорится: «Собака лает – караван идёт», – написал на днях Максим Божко.
«Новых друзей наживай…»
Мухтар Тайжан непостоянен не только в своих политических взглядах и деятельности, но и в отношениях с людьми. Интересно наблюдать за его совместными политическими проектами с Булатом Абиловым. Дело в том, что Тайжан прежде не раз набрасывался с критикой в адрес Абилова и даже называл его «человеком власти». Все это происходило открыто, в социальных сетях.
Но Послание Президента, прозвучавшее 1 сентября, все изменило. После новости о том, что в этом году пройдут досрочные президентские выборы Тайжан сам проявил инициативу и призвал объединиться всем «демократическим силам», в число которых Тайжан отнес и Абилова. Возможно, Абилов, по его мнению, уже прекратил «работать на Акорду», однако публичных опровержений ранее заявленным утверждениям он не делал.
Так Тайжан поступает с единомышленниками не только на политическом фронте, но и с соратниками по бизнесу. В 2020 году казахстанский олигарх Маргулан Сейсембаев заявил, что Тайжан организовал против него информационную атаку. «…бывший банкир и олигарх Сейсембаев, а ныне – «куриный король» (партнер фонда, управляющего его детищем – «Алель-агро») взялся за «ружье» и не раздумывая шмальнул в своего верного соратника Тайжана, напрочь снеся с башки последнего нимб истинного патриота и защитника народных интересов. Мотивом стали подозрения бизнесмена в том, что гражданский активист исподтишка стал обливать его грязью, а последние несколько лет тщательно возделываемый им огород благочестия закидывать булыжниками. Выстрел, конечно же, был информационным, хотя по силе повреждения ничуть не отличался от настоящего», – пишет об этом QMonitor.kz.
Это несмотря на то, что Сейсембаев, по его же утверждениям, последние два года содержал семью Тайжана, потратив на него почти 300 тыс. долларов. Предприниматель пояснил, что таким образом он помогал «активисту прокормить семью и оплачивал учебу сына в Америке, чтобы активист мог участвовать в работе Земельной комиссии и внедрять в жизнь решения, принятые на митинге».
Последний не отрицал получение такой суммы денег, однако, Тайжан отметил, что получил их за услугу, которую оказал олигарху.
Мухтар Тайжан подал в суд на бизнесмена за публикацию в соцсети, порочащей честь и достоинство и деловую репутацию политика. Суд удовлетворил иск, но частично. Сейсембаев же сообщил, что из 10 пунктов в суде Тайжан выиграл только по 1 пункту.
«Я выиграл по 9 пунктам из 10, по которым Тайжан подал на меня в суд. Подробности по 9 пунктам, по которым я выиграл, не хочу писать, но мой адвокат готов раскрыть все детали процесса, поэтому можете обратиться к нему, если пожелаете.
Я проиграл только по одному пункту, где вменялась клевета к словам, что он «засудил свою родную мать и сестру». Суд вынес решение в его пользу по русской версии поста. Казахскую версию поста он оспорить не смог (там написано «соттасқан»).
В суде выяснилось, что он дважды судился со своей родной матерью – один раз по иску матери «О взыскании алиментов на её содержание в размере 50 МРП ежемесячно», второй раз был спор по недвижимости.
Честь и достоинство Тайжана унизило и задело мое слово «засудил» родную мать и сестру. Он считает, что это не он «засудил», это его мать подала против него иски. А то, что он судился со своей родной матерью, видимо, это его не смущает», – рассказал подробности бизнесмен.
Сегодня Тайжан активизировался перед внеочередными президентскими выборами. Собрав других политиков в Алматы, он вместе с ними решил создать «Коалицию демократических сил». Но доверяющимся Мухтару Тайжану активистам в этой коалиции не стоит забывать о прошлом политика, который вполне вероятно может завтра выступать уже за другие идеи.